41 Курсы
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Литература
Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор
трех других стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность
словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и
лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие
лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения
дворянских гнезд.
Литература
Жизнь и творчество. (Обзор.) Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый
браслет» (одно из произведений по выбору). По
этическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира
героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские
традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок».
Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора.
Литература
Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов
М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема
героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Лары. Особенности
композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская
драма. Смысл названия произведения.
Литература
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Соло губ. «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Литература
Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество»,
«Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других
стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные
темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии.
Рационализм, отточенность образов и стиля.
Литература
Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Литература
Статья
Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как
декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор
раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама,
М. Кузмина и др.
Литература
(Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения
по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл.
Соловьева на миро воззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сбор ник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником
(сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Литература
Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф»,
«Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны»,
«Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения
по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость,
праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя,
неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после
революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX
века
Литература
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций,
абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы
футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.),
кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас.
Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и
др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими
его представителями.
Литература
(И. В. Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учи теля и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Литература
Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от
народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и
поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская
книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному
богатству славянского фольклора. Клюев и Блок.